История возникновения галстука-бабочки

Пост обновлен 11 мар. 2018 г.

Когда и в какой стране впервые появились галстуки-бабочки доподлинно не известно. Этот аксессуар не был введен в моду специально, и его появление не производило огромного всплеска внимания к этой детали одежды настолько, чтобы остаться в памяти людей периодом возникновения галстука-бабочки. Но если покопаться в истории моды и внимательно изучить костюмы разных стран, то все же можно найти те немногочисленные элементы одежды и аксессуары, из которых со временем эволюционировали галстуки-бабочки, в том виде, в котором мы привыкли их видеть.

Каким бы странным это не показалось, но зародилась эта деталь одежды не среди модников тех времен и даже не среди королевских особ, испокон веков считающихся законодателями модных течений, а среди военных людей.

Это сейчас галстук-бабочка является декоративным элементом одежды и по степени ее использования несет в себе информационные функции. Это элемент дресс-кода для премиум мероприятий, это аксессуар жениха или выпускника, это аксессуар, подчеркивающий торжественность момента, да и просто показатель некоторых стилевых направлений.

Но изначально, на заре своего возникновения, она несла функциональную нагрузку – защиту от ветра и пыли.



Если оглянуться далеко в историю и изучить оставленное нам предками наследие, то первые намеки на этот аксессуар можно обнаружить не где-нибудь в модной Европе, а в Китае, аж в III веке до нашей эры. Еще во времена правления первого императора династии Цинь, которого звали Ши Хуан-ди.

Амбициозный правитель приказал изготовить огромную армию терракотовых воинов. Более 8000 фигур, сделанных в натуральную величину, должны были сопровождать его в загробном мире. Древние мастера делали эти скульптуры с реально живущих людей, повторяя до мелочей не только черты лица, особенности телосложения, но и детали одежды, вплоть до мелких подробностей. Поэтому нет сомнения, что одежда каждой статуи повторяет реалии костюма того времени.


Помимо доспехов на многих воинах были надеты шейные платки, завязанные спереди со свисающими концами в форме бабочки.

Точно не известно был ли этот аксессуар индивидуальным выбором некоторых воинов или его носили военные определенного ранга.



Нечто похожее было достаточно популярно во II веке до нашей эры среди римских воинов. Они тоже повязывали вокруг шеи платки, тем самым, защищая себя не только от пыли, но и простуды.

Так и шагал строевым маршем этот незатейливый аксессуар из века в век, приобретая популярность среди военнослужащих разных стран.

В XVII веке, во время прусских войн хорватские наемники завязывали вокруг шеи шарф, чтобы открывающиеся вороты рубашек не расходились в стороны. Шарф располагался сразу под отложным рубашечным воротником, и узел оформлялся в форме бабочки.

Такая вещица никак не смогла бы пройти мимо французских модников.

В 1648 году после победы над турками, наемный хорватский полк, состоявший на службе при французском короле прошелся торжественным парадом по улицам Парижа в честь этого знаменательного события. Несмотря на то, что законному королю Франции Людовику XIV на тот момент было десять лет, он уже слыл большим модником и любителем изысканных вещей. Такая новинка, в виде изысканных шарфов очень понравилась Луи и он тут же захотел себе такие же. Эту модную тенденцию незамедлительно подхватил весь французский двор. Большую роль сыграло то, что новый аксессуар отлично сочетался с входившими в моду большими париками, вытеснив из обихода неудобные, громоздкие кружевные воротники.


Дело оставалось за малым, придумать аксессуару подходящее название. Но так как новинка изначально не являлась французской, то и название получила незамысловатое – «Крават», что в переводе означает «хорват».

Сегодня этим словом cravate во Франции и cravat в Великобритании называют любой вид галстука.

Свой верный полк Людовик даже назвал «Королевские галстуки».

Этот факт является для хорватов предметом гордости и даже отмечают Международный день галстука 18 октября.

Подобных галстуков у Людовика было настолько много, что появилась новая придворная должность и называлась она «кравайтер». В должность хранителя галстуков входило приносить их каждое утро королю, чтобы он, не торопясь, старательно их выбирал. Но это не удивительно. В то время было много забавных должностей, например, держатель свечи при переодевании короля в ночную рубашку, хранитель монаршей трости или смотритель ночного горшка.

Но не только мужчинам приглянулась новинка. Женщины чутко следили за модными тенденциями и стремительно старались их подхватывать. Фаворитка Людовика XIV, герцогиня Луиза де Лавальер в погоне за модным изыском тоже надела такой платок на шею. Но, со свойственным даме изяществом, завязала его концы под подбородком в виде бабочки с четырьмя крылышками. Этот стиль так и назвали «лавальер».


Спустя сто лет Англия переняла моду на галстуки. В шестидесятые годы восемнадцатого века широкое распространение получил стиль «макарони». Это прозвище дали английским метросексуалам, по гротескным нарядам которых, с каскадами кружев, сложно было определить их пол. Эти английские модники носили огромные парики и белоснежные шейные платки, множество раз обернутые вокруг шеи, так, что повернуть голову можно было только одновременно с туловищем. Высотой эти платки достигали подбородка, а иногда и выше. Из концов они завязывали огромный замысловатый бант.

Прошло совсем немного времени и эта мода вернулась обратно во Францию, где её саркастично называли «скатертной модой». Официальное же название у данного стиля было более изящное, как любят французы – инкруябль, что в переводе означает «невероятный».

Как показывает история моды, разные замысловатые бантики – это привилегия не только девушек, но и мужчин. Характеристики плавно перешли от функциональных к декоративным.



Последнее превращение галстуки-бабочки претерпели 17 февраля 1904 года. В этот знаменательный день в Миланском театре «Ла скала» прошла премьера оперы Дж. Пуччини «Мадам Батерфляй» или «Чио-чио-сан». Все оркестровые музыканты надели на шею галстуки-бабочки в том виде, в котором мы привыкли их видеть сейчас. Это не прошло незамеченным, и с тех пор галстук-бабочка прочно вошла в моду, как атрибут торжественности.

Просмотров: 0

+7 (929) 908 22 02

nivvelly@gmail.com

г. Москва, метро Аэропорт,

Ул. Черняховского, 4

  • Facebook Social Icon
  • instagram-1581266_1920